Когнитивная гимнастика
С возрастом запоминать что-то новое становится всё сложнее. Вещи дома теряются, недавние разговоры забываются — это мешает жить. Мозг, как и остальное тело, нужно тренировать. Расскажем несколько простых упражнений, которые помогут сохранить и даже улучшить память в пожилом возрасте.
✳ Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей
Эти упражнения тренируют ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.
1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
3. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
4. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.
✳ Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев.
2. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе.
Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
3. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
4. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плеч мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
✳Упражнения на воображение
1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
2. Распечатайте несколько экземпляров неоконченных рисунков (пробы по нейропсихологии). На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с любой темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
👉 Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
👉 Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
👉 Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
✳Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, дерево. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
✳Упражнения на слух
1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.
Специалистами ГБУСО «Минераловодский КЦСОН» социально-оздоровительного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов применяются различные технологии, которые служат профилактикой когнитивных нарушений. Разнообразные направления арт – терапии: нитяная графика, кардмейкинг, мандалотерапия, ганутель, вытынанка, крупотерапия и прочие. Очень нравится получателям социальных услуг занятия «Пальчиковой гимнастикой», которые улучшают мелкую моторику, а как известно она непосредственно влияет на работу мозга. Обращайтесь в наше учреждение и будьте здоровы!